Главная     Внедорожники с пробегом     Внедорожное видео     Внедорожные термины

Вискомуфта / Вязкостная муфта

Предназначена для автоматического подключения второй оси у автомобилей с постоянным по требованию полным приводом или автоматического блокирования (разблокирования) межосевого дифференциала у внедорожников с постоянным полным приводом.

Вискомуфта представляет собой многодисковый фрикцион с дисками, не контактирующими поверхностями между собой. Стальные диски установлены с небольшим зазором относительно друг друга, одна их часть соединена с ротором, а вторая - с валом привода одного из мостов, либо с одной полуосью, в зависимости от конструкции. Герметичный цилиндрический корпус муфты на 80-90% заполнен специальной силиконовой жидкостью, которая является связывающим звеном между дисками. Силиконовая жидкость (силоксан или кремнийорганический полимер) обладает высокой вязкостью, усиливающейся при нагревании, вплоть до состояния твёрдого тела.

Вискомуфта

При движении по дороге с твёрдым покрытием все колеса автомобиля вращаются с одинаковой скоростью, поэтому диски муфты вращаются одинаково, без какого-либо влияния друг на друга. Но как только одно из колёс (или пара колёс одной оси) попадают на поверхность с малым коэффициентом сцепления (грязь или гололёд) и колёса, а значит и диски муфты начинают вращаться с разной скоростью, силиконовая жидкость начинает нагреваться (и тем больше, чем больше разность вращения дисков муфты), что ведёт к пропорциональному увеличению вязкости жидкости и в такой же степени увеличивается трение между дисками, вплоть до их полного сцепления. Благодаря этому достигается возможность пропорционального изменения передачи крутящего момента в зависимости от разницы вращения колёс, то есть вискомуфта автоматически устанавливает требуемую степень блокировки осей автомобиля.

Вискомуфты устанавливаются как самостоятельными узлами, так и совместно с дифференциалами, в зависимости от того, какой тип трансмиссии используется. В схемах с постоянным полным приводом вискомуфта совмещена (располагается параллельно) с межосевым дифференциалом, а в автоматическом полном приводе используется без дифференциала. В последнем варианте передаточные числа редуктора переднего и заднего мостов часто подбираются таким образом, чтобы диски муфты вращались с разной скоростью. Это позволяет вискомуфте передавать на одну ось 95% крутящего момента, а на другую – 5%, таким образом увеличивая скорость включения полного привода.